Статьи, дискуссии, контактыГорячие темы правозащитной работыЖурналы, газеты, книги, брошюры, статьиКонституция, кодексы, законы, международные соглашения, экспертизыСсылки на различные ресурсы по правам человека в ИнтернетеЖивое общениеО портале и о его создателях
Пятница, 26 июля 2002 г.

Памяти Алика Гинзбурга

Алик Гинсбург

"Человеческое притяжение Алика Гинзбурга было так велико, что очень многим после его ухода будет пусто", - об этом в эфире радиостанции Эхо Москвы сказала правозащитник, вдова академика А.Сахарова Елена Боннэр. Е.Боннэр подчеркнула что "его имя неразрывно связано с термином диссидентского движения; кажется, невозможно никогда будет разорвать и разделить" эти явления. "С Алика и его друзей все и началось, - заметила она. - Конечно, люди несогласные, люди мыслящие были всегда, но люди, вышедшие на площадь, начались с Алика, с площади Маяковского, со стихов, с "Синтаксиса". "Сообщение о смерти Алика - хотя мы знали, что он давно и тяжко болен - невозможно воспринимать как реальность, потому что Алик и юмор, Алик и ум, Алик и постоянная ироничность - это основа жизни определенного круга людей", - заключила Е.Боннэр.

Кончина Александра Гинзбурга - "это без всяких преувеличений эпохальное событие", об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил вице-спикер Госдумы Владимир Лукин. По словам В.Лукина, "он всегда останется в истории как выдающийся деятель российского демократического движения, ее самых ранних этапов - второй половины XX века". "Гинзбург - это замечательный человек и это большое событие в истории России. Он всегда будет частью российской свободы", - добавил он. Как заметил вице-спикер ГД, лично знавший правозащитника, "процесс Гинзбург - Галансков - Добровольский - Лашкова был одним из абсолютно знаковых политических актов, в котором, как в кристалле, было продемонстрировано все то мерзкое, жуткое, лицемерное и отвратительное, что было в тот период, что прогнило и потом рухнуло". Он отметил, что "Гинзбург был центральной фигурой того процесса и одной из центральных фигур великого диссидентского движения, которое наряду с внутрисистемной оппозицией привело к историческим изменениям". На его взгляд, "В Гинзбурге сочетались тонкая, застенчивая, скоромная интеллигентность и железная воля, сопротивляемость к произволу, насилию, несправедливости, совковости".

Александр Гинзбург родился 21 ноября 1936 года в Москве. Его отец погиб в 1937 году. Мать, экономист, умерла в 1981 году в Париже.

В 1952-1954 годах Гинзбург работал актером Новосибирского ТЮЗа, в 1955 году - актером кино. В 1956-1960 учился на факультете журналистики МГУ (диплом не получил из-за ареста). В 1956, 1959 и 1960 годах работал в газете "Московский комсомолец". С 1958 по 1959 год - режиссер местного драматического театра. В 1957 году работал на Центральном ТВ.

В 1960 году, будучи студентом-заочником МГУ, Гинзбург издал три выпуска самиздатовского альманаха "Синтаксис". В журнале помещались стихи разных стилей и направлений. Арестован в июле 1961 года "за подделку документов" - сдал экзамен за своего товарища. Вновь арестован 17 января 1967 года за составление "Белой книги" о суде в 1965 году над писателями Синявским и Даниэлем. Совместно с Юрием Галансковым, Алексеем Добровольским и Верой Лашковой судим в 1967 году по статье 70 УК РСФСР ("Антисоветская агитация и пропаганда") и приговорен к 5 годам лагерей. Находился в мордовском политическом лагере ЖХ-385/17. После освобождения жил в городе Тарусе, Калужской области.

В апреле 1974 года Гинзбург становится распорядителем Русского Общественного Фонда помощи политзаключенным и их семьям, созданного Александром Солженицыным в Швейцарии на деньги, вырученные с продаж "Архипелага ГУЛАГ. В 1976 году Александр Гинзбург вошел в первый состав Московской Хельсинкской группы. 3 февраля 1977 года он был арестован и в июле 1978 года осужден Калужским областным судом по ст. 70 ч.2 УК РСФСР на 8 лет лагерей особого режима. 27 апреля 1979 года его и четверых других политзаключенных обменяли на двух советских шпионов, работавших в США под прикрытием советской миссии при ООН.

С тех пор он жил в изгнании - сначала в США, затем во Франции, где работал в газете "Русская мысль".

Последние годы Александр Гинсбург страдал онкологическим заболеванием. Умер он внезапно, днем 19 июля 2002 года, сидя за столом в своей квартире в Париже.

Александр Гинзбург будет похоронен в понедельник 22-го июля 2002 года на русском мемориальном кладбище в парижском пригороде Сент-Женевьев Дебуа.

Александр Гинзбург

Только один год - 1976

Это был шестидесятый год советской власти, десятый год правозащитного движения, если считать его с процесса Синявского и Даниэля. Оба писателя уже на свободе и еще живы, а прав у советского общества как не было, так и нет. На обложке основного диссидентского журнала, начавшегося в 1968 - "Хроника текущих событий", меняются лозунги: сначала "Год прав человека в Советском Союзе", потом "Год прав человека в Советском Союзе продолжается", "Движение в защиту прав человека в Советском Союзе продолжается", "Выступление в защиту прав человека в Советском Союзе продолжается" и, наконец, "Борьба за права человека- продолжается".

Шестидесятый-десятый славен вхождением в жизнь слова "свобода совести" вслед за ранее прокламированной "свободой убеждений" (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека - эпиграф ко всем номерам "Хроники").

Нельзя сказать, что к этому времени самиздат был совсем лишен церковной тематики. Еще в 1965 появилось письмо священников Н. Эшлимана и г. Якунина к Патриарху о вмешательстве государства в дела Церкви, этому же посвятил свои исследования в 1973 году академик И. Шафаревич. Свои бюллетени выпускали католики в Литве, баптисты на Украине, адвентисты на Кавказе, пятидесятники на Дальнем Востоке. В самиздате мелькал и издававшийся в США и копируемый в СССР Свидетелями Иеговы журнал "Башня стражи". В 1974-75 пошел по стране и "Архипелаг ГУЛАГ" с его рассказами о верующих в лагерях - от Соловков до почти наших дней. Но самиздат-1976 и по объему, и по широте охвата почти равен всему предыдущему.

Начнем с "Хроники"

В 39-м номере положению Церкви уделены скромные полторы страницы - "Преследования верующих".

Прихожане о. Дмитрия Дудко протестовали против его увольнения из подмосковной Никитской церкви. Петиции они послали председателю райисполкома, уполномоченному Совета по делам религий, митрополиту Крутицкому и Патриарху.

Московские интеллигенты, Вадим Борисов, З. Крахмальникова, Ф. Светов, И. Хохлушкин, И. Шафаревич, обратились к главам христианских Церквей и во Всемирный Совет Церквей.

9 февраля 536 баптистов из Харьковской области вступились за своего заключенного единоверца Бориса Здоровца. vБаптисты из Горького Любовь и Александр Волошуки пишут Брежневу и Подгорному, что в школе учителя и ученики издеваются над их сыном-второклассником за то, что он - верующий.

В Новомосковске Днепропетровской области милиция схватила на улице 5 членов зарегистрированной общины, ночь их продержали в отделении милиции.

Кончается пятнадцатый год, как был отстранен от должности Апостольский администратор Вильнюсской епархии епископ Юлионас Степонавичюс.

В следующем номере "Хроники" о преследовании верующих - только материалы из "Хроники Литовской Католической Церкви", зато заканчивается она пересказом статьи из журнала "Работница" - о верующих школьниках. Последняя цитата: "Чтобы получить профессию и обойти конфликт с коммунистическим, научным мировоззрением, им приходится двуличничать. Двоедушие становится их отличительной чертой. Обычно они хорошо, даже отлично, учатся, но знание не переходит в убеждение: восприняв факты, они отметают мировоззренческие выводы".

И грянул гром

Собственно, о появлении "новой общественной ассоциации" - Московской группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР (в просторечии - Хельсинкской группы) сообщалось еще в 4-й "Хронике", но уже в следующей соответствующий раздел назывался не "Преследования верующих", а "Религия в СССР" и отличался качественно. Новая группа (идея Андрея Амальрика, руководитель - профессор Юрий Орлов, всего 11 человек, перечисляемых поименно) не только публиковала (в самиздате, естественно) полученные сведения, но и проводила самостоятельные исследования в соответствии с "третьей корзиной" - частью, касающейся прав и свобод человека, - подписанной в августе 1975 года главами 35 государств-участников соглашений "О безопасности и сотрудничестве в Европе".

Это сейчас ОБСЕ стала одним из действенных международных механизмов, а 24 года назад группа из 11 московских интеллигентов была первой беспомощной ласточкой, только громко кричащей о весне.

Группа была объявлена 12 мая, а уже в конце мая двум из ее членов удалось попасть на доклад зампреда Совета по делам религий Фурина для сотрудников Большой Советской энциклопедии. Из этого доклада впервые стали известны официально подтвержденные (а ранее - совершенно секретные) цифры. Из 77676 дореволюционных православных церквей в СССР осталось лишь 7500, из них почти половина - на Западной Украине. Из 4200 католических храмов в Прибалтике - менее 1000. Из 24000 мечетей - тоже 1000, причем зарегистрированы только 300, остальные "полусуществуют". Синагог из 5000 - 200 (зарегистрированы 92), в стране 50 раввинов. Лютеранские молитвенные дома (число не указано) обеспечены пасторами на 50 %. "1200 объединений сектантов (из 4000) существуют нелегально, и большинство имеют антисоветскую направленность: это раскольники-баптисты, адвентисты, иннокентиевцы, мурашковцы, истинно православные христиане".

Комментарием к докладу Фурина стало письмо о. Глеба Якунина и Льва Регельсона Генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей Филиппу Поттеру, посвященное советскому законодательству о религии, начало которому было положено в 1929 году, после чего оно неоднократно ужесточалось.

Логический вывод из письма Якунина и Регельсона таков: если бы законодательство о культах применялось во всей полноте, религиозная жизнь в стране была бы невозможна. Однако и действующих ограничений достаточно, чтобы говорить об отсутствии свободы религии в СССР.

Практические примеры - судьба православного активиста Александра Аргентова, прошедшего в свои 25 лет через несколько психиатрических больниц, обыски и допросы участников Христианского семинара Александра Огородникова.

Ситуация с баптистами - отдельная песня. К этому времени они перегнали остальных не только по количеству осужденных, но и по организованности, и по миссионерской деятельности. Запрещенное миссионерство, запрещенная благотворительность, подпольная издательская работа. Они печатали не только Библию, богословские труды, сборники песнопений, но и несколько журналов, среди них потрясающий "Бюллетень Совета родственников узников". Вот список осужденных в 1975 году баптистов - 88 человек. 11 за отказ от службы в армии, 33 - за клевету, порочащую государственный строй, оставшаяся половина - по "чисто религиозным" статьям - 142 и 227. Среди них - секретарь Совета церквей ЕХБ Георгий Винс; через несколько лет - в апреле 1979 - его вывезут в Нью-Йорк и обменяют на советских шпионов.

Мемуарное отступление

С г. Винсом автор познакомился по дороге на обмен в самолете Москва - Нью-Йорк. А с его матерью - Лидией Михайловной, основательницей Совета родственников узников - и с сыном Петром Хельсинкская группа была знакома почти с самого начала своего существования - они регулярно приезжали к нам из Киева. С ними и без них через Группу прошли десятки баптистов.

С одним же из самых известных лидеров пятидесятников - епископом Иваном Федотовым - знакомство еще более раннее. Судьба свела нас на психиатрической экспертизе в печально известном институте судебной психиатрии им. Сербского в 1960 году. Незадолго до того молодой пятидесятник был чемпионом Балтийского флота по классической борьбе. Пробыли мы в институте по месяцу, были признаны патологически нормальными и отправились отбывать свои первые лагерные сроки. Автор - двухлетний, а Федоров начал сразу с десятилетнего. В 1976 году он отсиживал в Пензе свой второй - трехлетний - срок.

Еще одна лагерная история. В житомирскую общину пятидесятников входит Степан Демьянчук. Во время войны он работал переводчиком у немцев, ушел с ними, осел в Бельгии. Советский представитель сагитировал его вернуться на родину, обещал прощение. В СССР Демьянчука приговорили к смертной казни, после двухмесячного пребывания в камере смертников казнь заменили 15-ю годами. В заключении Демьянчук стал верующим, по религиозным статьям получил впоследствии 5 лет ссылки.

В начале 1976 года давление на общину усилилось. "Советская Житомирщина" печатает статью "Бог, которым прикрывается убийца". Газета утверждает, что Демьянчук участвовал в расстрелах. На многолюдном собрании выступающие требуют расправы не только над Демьянчуком, но и над остальными пятидесятниками. На Демьянчука заводят новое уголовное дело - за военные преступления. Общине предложено зарегистрироваться, на раздумья - три месяца.

Дети за родителей в ответе

Первое серьезное расследование Хельсинкской группой проблем свободы совести завершилось уже летом 1976 документом ¦ 5 - "Репрессии против религиозных семей". Напомним, что каждый документ Группы рассылался главам 35 стран - подписантов Хельсинкских соглашений и представлялся на пресс-конференции иностранным журналистам, аккредитованным в Москве. Конечно, были серьезные сомнения в том, доходят ли тексты не только через посольства, но и до посольств, но Группа взялась за этот гуж. Журналисты никогда не передавали в свои газеты тексты документов, но в меру своего понимания кратко их пересказывали, уже таким образом не давая диссидентскому труду пропасть.

Тема расследования была выбрана не случайно, ибо наш противник - идеологическая политика в СССР - предполагал глобальный охват детей и молодежи так называемым коммунистическим воспитанием.

Принцип этот поддерживался соответствующими статьями Кодекса о семье и браке. Родители должны были "воспитывать своих детей в духе морального кодекса строителя коммунизма" (ст. 52). "Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они", например, "оказывают вредное влияние на детей своим аморальным, антиобщественным

поведением" (ст. 59). По другой статье (64) суд может принять решение "об отобрании ребенка без лишения родительских прав".

Эта практика в большинстве случаев использовалась против "сектантов" - баптистов, пятидесятников. Из десятков случаев выбраны единицы. Народный суд поселка Старая Выжва Волынской области постановил отобрать у баптистки Марии Сухрунович ее троих детей и передать их отцу-атеисту.

Пятидесятники Нина и Николай Муравлевы, имеющие семерых детей, лишены родительских прав. Дети не отобраны, решение не отменено.

Адвентистка Мария Власюк из села Илятка Хмельницкой области, мать двоих детей. Суд постановил отобрать у нее дочь без лишения родительских прав.

Приводятся приговоры и определения судов, списки их жертв, показания свидетелей. Всего в документе около ста имен.

Вывод Группы: репрессии против религиозных семей, в том числе отбирание детей, находятся в полном противоречии с подписанным советским правительством Заключительным Актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности, с пунктом VII статьи 1-го Заключительного Акта, согласно которому "государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать единолично и совместно с другими религию или веру, действуя согласно велению собственной совести".

Уже после этого документа в Группу поступили новые сведения об арестах и других репрессиях против баптистов. В частности, Петр Серебренников, 76 лет, село Ивановка, Азербайджанская ССР, осужден на 5 лет с конфискацией имущества, Мария Леонтьева, 64 года, арестована там же, Анастасия Ермолова, мать семерых детей, там же. Это аресты за несколько дней июля 1976 года.

Новые евреи

Проблемами села Ильинка Воронежской области долго занимался Анатолий Щаранский - член-основатель Хельсинкской группы, впоследствии отсидевший около 9 лет, а в совсем недавнее время - министр в нескольких правительствах Израиля. Ильинка - еврейское село в самом центре сельской России. В этническом еврейском происхождении его жителей можно сомневаться, но еврейскую религию и уклад жизни им удалось каким-то чудом сохранять на протяжении веков. В 1974 году нескольким семьям из Ильинки удалось уехать в Израиль. Однако затем местные власти заявили, что не будут выпускать жителей Ильинки, так как не считают их евреями. Вызовы из Израиля 90 семьям лежали в столе у председателя колхоза, а он время от времени демонстрировал их колхозникам: "И не надейтесь их получить, вам в Израиле делать нечего". Ситуация в Ильинке благополучно разрешилась лишь через 15 лет, когда многих из ее участников уже не было в живых.

Самый большой документ

Движение пятидесятников за эмиграцию началось еще в середине шестидесятых годов на Дальнем Востоке. Его основатели прошли через политические лагеря, где и завязалась их дружба с московскими диссидентами. В Хельсинкскую группу они приезжали сразу семьями, почти уверенные, что из Москвы их путь лежит прямо в заветные свободные места.

Группа собрала и опубликовала одновременно с документом ¦ 11 "О праве на эмиграцию по религиозным мотивам" огромный 500-страничный сборник "Выходи из нас, народ мой", в котором были биографии нескольких сотен участников движения. Сборник переиздала по-английски Хельсинкская комиссия Конгресса США. Он напоминал о том, что религиозные диссиденты, бежавшие от государственных преследований, внесли немалый вклад в развитие таких государств-участников Совещания в Хельсинки, как США и Канада.

Своим делом

Закончился для Группы этот год 30 декабря. В этот день мы представили журналистам в Москве Христианский комитет защиты прав верующих - о. Глеба Якунина, Бориса Хайбулина (иеродиакон Варсонофий) и Виктора Капитанчука, и началась новая история.

Уже в январе были первые аресты в Хельсинкской группе, но держалась она до 1980 года…

Источник: Эхо Москвы, Индекс/Досье на цензуру Обсудить на форуме

В начало раздела

Поиск на портале   
Неприкосновенность частной жизни
Новости нашего портала
"Зачистка" свидетелей

Война в Чечне: "зачистка" свидетелей

Дайджест публикаций по правам человека

Новый дайджест публикаций по правам человека

"Наша задача - нудный анализ"

Сергей Ковалев: "наша задача - нудный анализ"

26-07-2002
Сергей Ковалев: "наша задача - нудный анализ"
26-07-2002
Пермь и Нижний Новгород: развитие ситуации с АГС
26-07-2002
Анна Политковская: "Съездившие в люди"
26-07-2002
Война в Чечне: "зачистка" свидетелей
26-07-2002
Права человека в Белгородской области России
Подписаться на новости
Навигация
главная : правозащитники : акции : библиотека : документы : ссылки : форум : обмен баннерами
 © "Правозащитная сеть", 1996-2002 Пишите нам